АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ
древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 г. до н. э. – воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник…

Подробнее о личности

Всего высказываний: 186

Оцененных высказываний: 186

Общий рейтинг автора: 8.1517

Афоризмы

Лучше то, что труднее.

Рейтинг: 9.667 • подробно об афоризме

Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев.

Рейтинг: 9.667 • подробно об афоризме

Мудрец не свободен от страстей, а умерен в страстях.

Рейтинг: 9.667 • подробно об афоризме

Чем меньше полномочий у царской власти, тем она долговечнее.

Рейтинг: 9.6667 • подробно об афоризме

От одинаковых причин получаются одинаковые следствия.

Рейтинг: 9.6667 • подробно об афоризме

Отдых (...) существует ради деятельности.

Рейтинг: 9.5 • подробно об афоризме

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.

Рейтинг: 9.5 • подробно об афоризме

Из ложных посылок можно вывести истинное заключение.

Рейтинг: 9.5 • подробно об афоризме

Когда ты хочешь хвалить, посмотри, что бы ты мог посоветовать, а когда хочешь дать совет, посмотри, что бы ты мог похвалить.

Рейтинг: 9.5 • подробно об афоризме

Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.

Рейтинг: 9.5 • подробно об афоризме

(Аристотеля) попрекали, что он подавал милостыню человеку дурного нрава; он ответил: «Я подаю не нраву, а человеку».

Рейтинг: 9.5 • подробно об афоризме

Целое больше, чем сумма его частей

Рейтинг: 9.5 • подробно об афоризме

Красота (...) различна для каждого возраста.

Рейтинг: 9.3333 • подробно об афоризме

Признак знатока – способность научить.

Рейтинг: 9.333 • подробно об афоризме

У кого много друзей (...), [те] ни для кого (...) не друзья.

Рейтинг: 9.333 • подробно об афоризме

Бедность – источник возмущений и преступлений.

Рейтинг: 9.333 • подробно об афоризме

Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль.

Рейтинг: 9.333 • подробно об афоризме

Чтобы уметь судить о деле, нужно самому уметь его делать.

Рейтинг: 9.333 • подробно об афоризме

Гнев врачуется временем, ненависть же неизлечима.

Рейтинг: 9.25 • подробно об афоризме

Самому любить лучше, чем быть любимым: любить – это некое действие, доставляющее наслаждение, и благо, а быть любимым не вызывает в предмете любви никакой деятельности. (...) Тем не менее, люди из честолюбия предпочитают быть любимцами, а не сами любить, поскольку быть любимцем связано с каким-то превосходством.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Узнать самого себя – это и самое трудное, (...) и самое радостное, (...) но самих себя своими силами мы не можем видеть (...); при желании видеть свое лицо мы смотримся в зеркало (...), при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга. Ведь друг, как мы говорим, это «второе я». (...) Знать себя невозможно без помощи друга.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Кто не принимает во внимание ничье мнение, тот бесстыжий, кто принимает к сердцу все мнения без разбора, тот робок.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Удивление побуждает людей философствовать.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Добродетель мы обретаем, прежде что-нибудь осуществив, так же как и в других искусствах. (...) Строя дома, становятся зодчими, а играя на кифаре – кифаристами. Именно так, совершая правые поступки, мы делаемся правосудными, поступая благоразумно – благоразумными, действуя мужественно – мужественными. (...) Короче говоря, повторение одинаковых поступков порождает соответствующие нравственные устои.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Совершать проступок можно по-разному (...), между тем как поступать правильно можно только одним-единственным способом (недаром первое легко, а второе трудно, ведь легко промахнуться, трудно попасть в цель).

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

При чрезмерных страданиях люди ищут чрезмерного удовольствия, (...) полагая, что оно исцеляет.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Врачами становятся не по руководствам.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

[Из всех животных] только человек (...) способен смеяться.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Человек по природе своей есть существо политическое.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Тот, кто в силу своей природы (...) живет вне государства, (...) либо животное, либо божество.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Внутренние распри (в государстве) возникают не по причине мелочей, но из мелочей.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Распри среди знатных приходится расхлебывать всему государству.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

[Прежде] демагоги [вожди народа] были из среди полководцев (...), теперь же (...) демагогами становятся те, кто умеет красно говорить.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Большинство тиранов вышли, собственно говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что чернили знатных.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Одно из условий свободы – по очереди быть управляемым и править.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Власть над свободными людьми более прекрасна (...), чем господство над рабами.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Физическое напряжение препятствует развитию ума, напряжение умственное – развитию тела.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Целое есть то, что имеет начало, середину и конец.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

В поэзии предпочтительнее невозможное, но убедительное, возможному, но неубедительному.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Сущность богатства заключается более в пользовании, чем в обладании.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Терпеть несправедливость лучше, чем делать несправедливость.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

И в горестях и в слезах есть (...) своего рода наслаждение: горечь является вследствие отсутствия любимого человека, но в припоминании и некоторого рода лицезрении его – что он делал и каков он был – заключается наслаждение.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Смелость есть надежда, причем спасение представляется близким, а все страшное – далеким.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Мы чувствуем сострадание к людям знакомым, если они не очень близки нам, к очень же близким относимся так же, как если бы нам самим предстояло несчастье; потому-то и Амазис, как рассказывают, не плакал, видя, как его сына ведут на смерть, по заплакал при виде друга, просящего милостыню: последнее возбудило в нем сострадание, а первое ужас.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Люди малодушные завистливы, потому что им все представляется великим.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Юноши (...) добродушны, потому что еще не видели многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты. (...) Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их и они не испытали нужды.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

(Аристотелю) сказали, что кто-то бранит его заочно; он сказал: «Заочно пусть он хоть бьет меня!»

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

Рейтинг: 9 • подробно об афоризме

Друг – это одна душа в двух телах.

Рейтинг: 8.667 • подробно об афоризме

Человек с чувством юмора – это и тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Почему отец любит сына сильнее, чем сын отца? (...) Потому что сын – его создание. (...) Все бывают благосклонны к тому, что они сами создали.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Не способный к раскаянию неисцелим.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Для ищущего чрезмерных удовольствий страданием будет уже отсутствие чрезмерности.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Быть другом для многих при совершенной дружбе невозможно, так же как быть влюбленным во многих одновременно. (...) А нравиться многим (...) можно.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Страсть (...) уступает не рассуждениям, а насилию.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Принять за исходную посылку ложь и принять за исходную посылку невозможное – не одно и то же. Из невозможной предпосылки следует невозможное заключение.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Государство есть совокупность граждан.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Те государства имеют хороший строй, где средние (...) сильнее обеих крайностей или по крайней мере каждой из них в отдельности.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Государственный строй губит скорее алчность богатых, нежели простого народа.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Самое главное при всяком государственном устройстве – (...) устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Дело врачебного искусства заключается не в том, чтобы делать всякого человека здоровым, но в том, чтобы, насколько возможно, приблизиться к этой цели, потому что вполне возможно хорошо лечить и таких людей, которые уже не могут выздороветь.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Разглашать склонны люди обиженные.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.

Рейтинг: 8.5 • подробно об афоризме

Одни копят, словно должны жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут.

Рейтинг: 8.333 • подробно об афоризме

Об избрании (на государственные посты) всегда хлопочут не столько порядочные, сколько случайные.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Дурной (...) [человек] никогда не бывает себе другом, он всегда во вражде с самим собой.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Одни [искусства] – для удовлетворения необходимых потребностей, другие – для времяпрепровождения; изобретателей последних мы всегда считали более мудрыми, нежели изобретателей первых, так как их знания были обращены не на получение выгоды.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Знание о чем бы то ни было есть знание общего.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Искусство и добродетель всегда рождаются там, где труднее.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Скупость (...) неизлечима (...); она теснее срослась с природой человека, чем мотовство. Большинство ведь, скорее, стяжатели, чем раздаватели.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Порок уничтожает сам себя, и если он достигает полноты, то становится невыносимым для самого его обладателя.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Телесных удовольствий, как сильнодействующих, ищут те, кто не способен наслаждаться иными: эти люди, конечно, сами создают себе своего рода жажду.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Юноши быстро становятся друзьями, а старики – нет: не становятся друзьями тем, от кого не получают наслаждения.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Люди, наделенные могуществом, используют друзей (...) с разбором: одни друзья приносят им пользу, а другие доставляют удовольствие, но едва ли одни и те же – и то и другое.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Большинство – друзья подхалимов, так как подхалим – это друг, над которым обладают превосходством, или человек, который прикидывается, что он таков.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Бездетные скорее разводятся: дети – это общее обоим благо, а общее благо объединяет.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Большинство (...) желает получать благодеяния, а делать добро избегает, как невыгодного занятия.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Все больше дорожат доставшимся с трудом. (...) Не случайно матери (...) любят детей сильнее, чем отцы, ведь рождение ребенка требует от них больших усилий и они лучше отцов знают, что это их собственное создание.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Обратить к нравственному совершенству большинство рассуждения не способны, потому что большинству людей по природе свойственно подчиняться не чувству стыда, а страху и воздерживаться от дурного не потому, что это позорно, но опасаясь мести.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Рука есть орудие орудий.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Общий страх объединяет и злейших врагов.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

В демократиях следует щадить состоятельных людей и не подвергать разделу не только их имущество, но и доходы.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Уделять (...) почести должен сам тиран, а наложение кары поручать другим.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Большинство государств, обращающих внимание лишь на военную подготовку, держатся, пока они ведут войны, и гибнут, лишь только достигают господства. Подобно стали, они теряют свой закал во время мира.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Конечной целью войны служит мир, работы – досуг.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Мы всегда больше любим наши первые впечатления.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Даже известное известно лишь немногим.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Большая разница, случится ли нечто вследствие чего-либо или после чего-либо.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Чудесное приятно; это видно из того, что все рассказчики, чтобы понравиться, привирают.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Хорошие [люди] – те, которых не порицают даже враги.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Цель демократии – свобода, олигархии – богатство, аристократии – воспитание и законность, тирании – защита.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Хорошо казаться человеком, действующим согласно заранее принятому намерению; поэтому случайности и нечаянности следует считать за нечто, входившее в наше намерение.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

(Обижают) и врагов, и друзей, потому что первых обидеть легко, а вторых приятно.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Умеющие перенести шутку и прилично пошутить (...) доставляют одинаковое удовольствие своему ближнему.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Никто не любит того, кого боится.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Страшны и обиженные (...), потому что всегда выжидают удобного случая [отомстить]. Страшны и обидевшие, (...) потому что они боятся возмездия.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Больше стыдятся того, что делают на глазах у других и явно, откуда и пословица «стыд находится в глазах».

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Мы (...) стыдимся не одного и того же перед знакомыми и незнакомыми.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Ужасное (...) уничтожает сострадание и часто способствует возникновению противоположной страсти.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Юноши (...) любят почет, но еще больше любят победу, потому что юность жаждет превосходства.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Остроумие есть отшлифованное высокомерие.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

(Старики) сильно не любят и не ненавидят, но, согласно совету Бианта: любят, как бы готовясь возненавидеть, и ненавидят, как бы намереваясь полюбить.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Старость пролагает дорогу трусости, ибо страх есть охлаждение.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

(Старики) привязаны к жизни, и чем ближе к последнему дню, тем больше.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

И старики доступны состраданию, но не по той самой причине, по какой ему доступны юноши: эти последние – вследствие человеколюбия, а первые – по своему бессилию, потому что на все бедствия они смотрят, как на близкие к ним.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Ворчливое противоположно смешному.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Быть вновь разбогатевшим значит как бы быть невоспитанным богачом.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

По большей части будущее подобно прошедшему.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Пользоваться изречениями прилично (...) относительно того, в чем человек опытен (...), употребление же изречений по поводу того, в чем человек неопытен, есть признак неразумия и невоспитанности.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Одна жрица не позволяла своему сыну говорить политические речи, сказав: «Если ты будешь говорить справедливое, тебя возненавидят люди, если несправедливое – боги». Но можно также сказать, что должно говорить такие речи, ибо если ты будешь говорить справедливое, тебя полюбят боги, если несправедливое – люди.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Стиль речи письменной – самый точный, а речи полемической – самый актерский.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Ирония отличается более благородным характером, чем шутовство, потому что в первом случае человек прибегает к шутке ради самого себя, а шут делает это ради других.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Наша суть отражается в наших действиях. Отсюда совершенство есть не действие, а привычка.

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего.

Рейтинг: 7.5 • подробно об афоризме

Мудрость (...) занимается причинами и началами.

Рейтинг: 7.5 • подробно об афоризме

Какие насмешки не стесняются выслушивать, такие и сами говорят.

Рейтинг: 7.5 • подробно об афоризме

Крайняя демократия – та же тирания, только разделенная среди многих.

Рейтинг: 7.5 • подробно об афоризме

Хорошо составленные законы (...) должны (...) оставлять как можно меньше произволу судей, (...) потому что (...) законы составляются людьми на основании долговременных размышлений, судебные же приговоры произносятся на скорую руку.

Рейтинг: 7.5 • подробно об афоризме

И забывчивость может вызывать гнев, например, забвение имен, хотя это вещь незначительная. Дело в том, что забывчивость кажется признаком пренебрежения.

Рейтинг: 7.5 • подробно об афоризме

Для счастья (...) нужна и полнота добродетели, и полнота жизни.

Рейтинг: 7.333 • подробно об афоризме

Добродетель (...) есть некая середина между противоположными страстями. (...) Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Бог выше всякой добродетели, и не добродетелью определяется его достоинство, потому что в таком случае добродетель будет выше бога.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Вопреки мнению некоторых, не разум – начало и руководитель добродетели, а, скорее, движения чувств.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Владеющие искусством способны научить, а имеющие опыт не способны.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Может быть, (...) вообще никого не следует считать счастливым, покуда он жив (...)? Если в самом деле признать такое, то не будет ли человек счастлив лишь тогда, когда он умер?

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Камень, который по природе падает вниз, не приучишь подниматься вверх, приучай его, подбрасывая вверх хоть тысячу раз.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Мужественные совершают поступки во имя прекрасного. (...) В противном случае мужественными, пожалуй, окажутся даже голодные ослы, ведь они и под ударами не перестают пастись.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Человек (...) свободнорожденный будет вести себя так, словно он сам себе закон.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Молодые люди становятся геометрами и математиками (...), но (...) не бывают рассудительными. Причина этому в том, что рассудительность проявляется в частных случаях, с которыми знакомятся на опыте, а (...) опытность дается за долгий срок.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

От природы человек склонен образовывать, скорее, пары, а не государства – настолько же, насколько семья первичнее и необходимее государства.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

При общности имущества для благородной щедрости (...) не будет места, и никто не будет в состоянии проявить ее на деле, так как щедрость сказывается именно при возможности распоряжаться своим добром.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Если исправление закона является незначительным улучшением, (...) не столько будет пользы от изменения закона, сколько вреда, если появится привычка не повиноваться существующему порядку (...) Легкомысленно менять существующие законы на другие, новые – значит ослаблять силу закона.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая имеется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Олигархия разрушается (...), когда в ней образуется другая олигархия.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Многое из того, что кажется свойственным демократии, ослабляет демократию.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Для сохранения (...) единодержавной власти [следует] (...) никого в отдельности не возвеличивать, а если уж приходится делать это, то возвышать нескольких лиц, потому что они будут следить друг за другом.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое чему учиться, кое в чем воспитаться.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Еще вопрос, служит ли музыка к облагораживанию нравов.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Поэзия философичнее и серьезнее истории, ибо поэзия больше говорит об общем, история – о единичном.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Поэзия – удел человека или одаренного, или одержимого.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Если позорно не уметь владеть своим телом, то не менее позорно не уметь владеть словом.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

То, ради чего совершено много трудов и сделано много издержек, (...) [уже поэтому] представляется благом.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Из двух вещей приятнее та, которая доставляет удовольствие с меньшей примесью горечи и более продолжительное время.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Из двух благ (...) лучше то, что бывает в конце жизни, ибо то, что бывает под конец, в большей степени обладает свойствами цели.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Быть объектом удивления приятно уже потому, что с этим связан почет.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Правда заключается (...) в том, чтобы (...) иметь в виду не закон, а законодателя, не букву закона, а мысль законодателя, не самый поступок, а намерение человека, не часть, а целое.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

(Для того чтобы испытывать страх,) человек должен испытывать некоторую надежду на спасение того, за что он тревожится; доказательством этому служит то, что страх заставляет людей размышлять, между тем как о безнадежном никто не размышляет.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Во время морского путешествия смело смотрят на предстоящие опасности люди, незнакомые с бурями, и люди, по своей опытности знающие средства к спасению.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Сострадание [есть] некоторого рода печаль при виде бедствия (...), которое могло бы постигнуть или нас самих, или кого-нибудь из наших близких. (...) Потому-то люди, совершенно погибшие, не испытывают сострадания: они полагают, что больше ничего не могут потерпеть, ибо все уже потерпели.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

У юношей будущее продолжительно, прошедшее же кратко: в первый день не о чем помнить, надеяться же можно на все.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Юноши (...) легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком хорошими: они мерят своих ближних своей собственной неиспорченностью.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

(Старики) подозрительны вследствие своей недоверчивости, а недоверчивы вследствие своей опытности.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Полезное есть благо для самого человека, а прекрасное есть безотносительное благо.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

[Старики] более живут воспоминанием, чем надеждой, потому что для них остающаяся жизнь коротка, прошедшая длинна (...). В этом же причины их болтливости: они постоянно говорят о прошедшем, потому что испытывают наслаждение, предаваясь воспоминаниям.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Тело достигает цветущей поры от тридцати до тридцати пяти лет, а душа – около сорока девяти лет.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Характер, сообщаемый богатством, есть характер человека неразумного и счастливого.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Написанное должно быть удобочитаемо и удобопонимаемо, а это – одно и то же.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Речь должна обладать ритмом, но не метром, так как в последнем случае получатся стихи.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь – молчать.

Рейтинг: 7 • подробно об афоризме

Благодетели больше питают дружбу к облагодетельствованным, нежели принявшие благодеяние – к оказавшим его.

Рейтинг: 6.5 • подробно об афоризме

Демагогам [вождям народа] (...) следовало бы всегда говорить в пользу состоятельных, а (...) олигархи должны были бы радеть об интересах народа.

Рейтинг: 6.5 • подробно об афоризме

И демос [народ] желает быть своего рода монархом. Поэтому и тут (...) льстецы в почете (...) (ведь демагог – льстец народа).

Рейтинг: 6.5 • подробно об афоризме

Риторика (...) имеет в виду то, что убедительно для всех (...). Ведь и сумасшедшим кое-что кажется убедительным.

Рейтинг: 6.5 • подробно об афоризме

Как зверю не свойственны ни порочность, ни добродетель, так не свойственны они и богу, но у него есть нечто, ценимое выше добродетели.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Те, что твердят, будто под пыткой (...) человек счастлив, если он добродетелен, вольно или невольно говорят вздор. (Возражение эпикурейцам.)

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Раб – одушевленное орудие, а орудие – неодушевленный раб.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Нет, не нужно следовать увещеваниям «человеку разуметь человеческое» и «смертному – смертное»; напротив, насколько возможно, надо возвышаться до бессмертия и делать все ради жизни, соответствующей наивысшему в самом себе; право, если по объему это малая часть, то по силе и ценности она все далеко превосходит.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Одно мужество свойственно начальнику, другое – слуге.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Толпа о многих вещах судит лучше, нежели один человек, кто бы он ни был.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Средний достаток (...) всего лучше. (...) Трудно следовать доводам разума человеку (...) сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому или наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Ненависть более рассудочна [чем гнев]: ведь гнев сопряжен с горестным чувством, так что нелегко быть рассудительным; напротив, вражда горечи в себе не содержит.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Тело должно быть развито, но не посредством изнурительных упражнений и не только в одну сторону, как это бывает у атлетов.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное; так, (...) смешная маска есть нечто безобразное и искаженное, но без боли.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

Прорицатели выражаются о деле общими фразами именно потому, что здесь менее всего возможна ошибка. Как в игре в «чет и нечет» скорее можно выиграть, говоря просто «чет» или «нечет», чем точно обозначая число.

Рейтинг: 6 • подробно об афоризме

В чем разница: правят ли женщины, или должностные лица управляются женщинами? Результат получается один и тот же.

Рейтинг: 5.5 • подробно об афоризме

Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью.

Рейтинг: 5.5 • подробно об афоризме

Гражданин должен (...) властвовать над своим (...) государством.

Рейтинг: 5.3333 • подробно об афоризме

Мы не гневаемся на того, кого считаем недоступным нашей мести.

Рейтинг: 5 • подробно об афоризме

Ямб есть (...) форма речи большинства людей.

Рейтинг: 5 • подробно об афоризме

Близкие по духу

Времена редко бывают хуже, чем люди. – МЕЙЛЕР Норман

Рейтинг: 5.5 • подробно об афоризме

Мы боремся не за человеческие права народа, но за божественные права человека. – ГЕЙНЕ Генрих

Рейтинг: 8.333 • подробно об афоризме

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства. – ЛЕНИН Владимир Ильич

Рейтинг: 8 • подробно об афоризме

Для меня один человек – что целый народ, а народ – что один человек. – ДЕМОКРИТ

Рейтинг: 6.6667 • подробно об афоризме

Обстоятельства правят людьми, а не люди обстоятельствами. – ГЕРОДОТ

Рейтинг: 0 • подробно об афоризме